1. Гирю массой I кг подвесьте на нити- ' № 20. Снизу к гире привяжите вторую | такую же нить. Рывком дерните за нижнюю нить. При этом она оборвется. Если тянуть ' ее медленно, то оборвется верхняя нить и гиря упадет. Как объяснить наблюдаемое явление?
2. К демонстрационному динамометру подвесьте гирю массой 0,5 кг. Поднимите динамометр рывком вверх. Почему динамометр отмечает увеличение силы, действующей со стороны гири? Опыт повторите несколько раз.
Опустите динамометр рывком вниз. Почему динамометр отмечает уменьшение силы, действующей со стороны гири? Опыт повторите несколько раз.
3. На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым грузом (гирей массой 10 кг). Предложите ученику разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире. Почему стакан не бьется? Где наблюдается аналогичное явление в практике?
4. Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте
брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листка возьмите
в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему
(рис. 9). При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?
5. Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте
пустую бутылку горлышком вниз. Резким движением выдерните
листок (рис. 10). При этом бутылка остается на месте. Почему?
6. Возьмите гладкую доску толщиной 1 -1,5 см и нарежьте 5-
6 брусков размером 80X90 мм. Сложите бруски стопкой, а сверху
поставьте стакан с водой. Метровой линейкой, которую перемещайте
по поверхности стола, резко ударьте по нижнему бруску. Последний
вылетает, а остальные со стаканом остаются на месте. Выбивайте
следующие бруски, пока не останется последний со стаканом. Объяс
ните наблюдаемое явление.
7. На ровную поверхность стола положите полотенце (лучше из
гладкой льняной ткани). На него поставьте стул. Медленно потяните
полотенце, при этом стул переместится. Затем резким рывком сверху
вниз выдерните полотенце. Стул остается на месте. Почему?
8. Склейте из полосок газетной бумаги шириной 2,5 см два коль
ца. Подвесьте их на острия двух ножей. На кольца положите дере
вянный брусок длиной 100 см, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.
Резко ударьте металлическим стержнем посередине бруска. Он пере
ломится, а бумажные кольца останутся целыми. Почему?
9. На стол, покрытый скатертью, положите две монеты. На них
поставьте стакан. Третью монету, меньшую по толщине, положите
под стакан посередине. Попробуйте достать ее, не пользуясь
никакими предметами и не касаясь руками ни монет, ни стакана.
Встаньте правым боком вплотную к стене, поднимите одновременно левую руку и ногу и попытайтесь удержаться в таком состоянии. Почему человек теряет равновесие?
10. Уравновесьте на учебных весах песочные часы. Нарушится ли равновесие весов, если песочные часы перевернуть и песок будет "перетекать"? Многие думают, что равновесие нарушится. Придерживая чашу весов, переверните песочные часы. Песок "течет", но равновесие не нарушается. Как объяснить наблюдаемое явление?
11. "Силовой номер". Интересный опыт можно проделать с бу
тылью, горлышко которой ровное (без венчика). Для утяжеления
бутыль можно наполнить водой: Приготовьте мыльный раствор
и смочите пальцы одной руки. Попытайтесь кончиками пальцев взять
за горлышко бутыль и перенести ее. У вас ничего не получится. Бу
тыль выскальзывает. Почему?
12. Возьмите шелковую нить. Привяжите ее конец узлами к ка
кому-либо грузу и дергайте за второй конец нити. Почему узлы будут
развязываться?
13. Возьмите линейку и положите ее горизонтально на указатель
ные пальцы рук. Не торопясь, перемещайте пальцы к центру линейки.
Почему линейка двигается то по одному пальцу, то по другому?
14. Основания свинцовых цилиндров зачистите ножом с прямым
лезвием. Для успеха опыта поверхности оснований свинцовых ци
линдров должны быть строго плоскими. Цилиндры приведите в со
прикосновение, чуть поверните и сжимайте. Наблюдается их сцепле
ние. Подвесьте цилиндры к штативу, постепенно и осторожно на
гружайте их. Доведите груз до нескольких килограммов.
Чем объясняется сцепление цилиндров? Для чего зачищенные по
верхности должны быть строго плоскими? Где используется это явле
ние на практике?
15. Нарежьте десяток стеклянных пластинок размером
100X70 мм (размер может быть и другой). Одна из них должна быть
большего размера. Протрите их влажной тряпкой и складывайте
стопкой, плотно прижимая друг к другу. Сверху должна быть пла
стинка большего размера. Осторожно поднимайте верхнюю пластин
ку. При этом поднимается вся стопка. Почему?
16. Подъем тарелки с мылом. Возьмите тарелку, налейте в нее
воды и сразу слейте. Поверхность тарелки будет влажной. Затем
кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, поверните несколько раз
и поднимите вверх. При этом с мылом поднимается и тарелка. Почему?